Университетские субботы

24 ноября в рамках проекта «Университетские субботы» состоялась лекция «Занимательная лексикология: от художественного текста до языка рекламы» доцента кафедры русского языка и общих дисциплин, к. пед. н. Веры Васильевны Тартынских.

В лекции речь шла о том, как меняется русский язык. Аудитория и лектор проанализировали лексику с точки зрения устаревания, новизны, происхождения и употребления слов в разных текстах – от художественных до рекламных. Глубина понимания всякого художественного текста в огромной степени обусловлена неоднородностью словесной ткани текста, в котором рядом с общеупотребительной (общепонятной) лексикой достаточно в большом количестве представлены слова, значение которых может быть понято неверно или вообще может быть непонятно. Многие из таких устаревших и забытых слов присутствуют в произведениях русских литераторов 19–20 вв. и создают затруднения при чтении художественных произведений. Познакомившись с историей некоторых из них, читатель обретает ещё больший интерес к художественному произведению.

Лектор подробно остановился на словах и выражениях, которые отражают в своих значениях специфику культуры народа, его обычаев, традиций, так или иначе подчёркивая историческую эпоху. Отметим, что именно в этих словах отражена история языка, они наполнены той свежестью, которой так не хватает современному языку, всё более подвергаемому нашествию иноязычных заимствований порой в ущерб самобытности собственного словарного запаса.

В заключение поговорили в целом о богатом коммуникативном, познавательном и эстетическом потенциале русского языка.