Конкурс эссе «Язык учебника по специальности: пределы редактирования»

Кафедра русского языка и общих дисциплин в рамках учебной дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» (канд. филол. наук Т.П. Гуськова) провела внутренний конкурс эссе «Язык учебника по специальности: пределы редактирования».
Студентам второго курса очного отделения, обучающимся по направлению «Продвижение брендов», было предложено ответить на вопрос: почему в поиске информации для подготовки к занятиям и экзаменам они чаще обращаются к интернет-ресурсам, а не к традиционным учебникам, даже тем, что представлены в электронном виде. «Почему мы перестали читать учебники?» – на этот вопрос студенты отвечают по-разному. Однако во всех ответах можно выделить повторяющуюся мысль: «Язык этих книг труден для понимания, ему не хватает ясности при объяснении даже простых вещей». «Эта неясность – от сложности, – ставит диагноз один из конкурсантов. – Авторы не умеют изъясняться просто, они думают, что просто значит ненаучно». И это отвращает от учебников еще в школьные годы: «Чтение учебников с их сухим, черствым языком, без каких-либо эмоций, а только с голыми фактами и длинными определениями, которые невозможно запомнить даже с пятого раза, не приносило никакого удовольствия, а только заставляло ненавидеть учебный процесс».
Отпугивает именно неумение ясно и понятно сформулировать то, что должно остаться в памяти будущих профессионалов. Но не только: «Безусловно, у каждого, кто перестал обращаться к учебнику, были на то и свои причины, среди которых и банальное нежелание учиться, и лень. Но есть среди нас и те, кому не повезло – и они столкнулись с неудобно, неправильно составленным учебником, превратившим изучение предмета в вынужденную пытку». И это уже серьезно: «Это в корне меняет отношение к учебной литературе, выстраивает в головах людей устойчивую ассоциацию: учебник – это сложно, тяжело и непонятно, неудобно. В лучшем случае это отбивает у людей желание использовать учебные тексты, в худшем – учиться».
«Стоит отметить, – так завершает свое эссе один из победителей конкурса, – что есть учебная литература, интересная и легкая для понимания, и что даже проблемы понимания не отбивают у меня желания читать учебники и изучать какие-либо материалы. Однако было бы здорово, если бы как можно больше учебников было написано более понятно».
Лучшими признаны эссе Дарьи Гризик, Виктории Головченко, Светланы Галактионовой, а также Мери Казарян, Екатерины Скиппер и Кристины Сагателян.